Аватар пользователя Виталий Лозовский
25 Янв 2013

Сокрытое в листве

Опубликовано Виталий Лозовский

Дзётё сидел в тени дерева, смотря вдаль. С места, где была расположена хижина самурая, открывался вид на долину и окружавшие ее горы. Жаркое полуденное солнце освещало их.

Дорога, ведущая к дому, просматривалась на тысячу шагов. По дороге шел молодой человек, лет двадцати пяти, в походном снаряжении самурая.

– Кёан Матадзаэмон, который является моим дядей, много о вас рассказывал. Вы живая легенда нашего клана, – сказал юноша после традиционных приветствий.

– Ты проделал столь длинный и опасный путь, чтобы сказать мне это?

– Дядя, который учил меня всему, сказал, что ему больше нечего мне дать. И он сказал, что Вы единственный человек, который мог бы научить меня большему.

– Ты участвовал в сражениях?

– Да. Но… – молодой самурай начал запинаться, – я… мне… иногда… бывает страшно...

Взгляд Дзётё вдруг изменился, он пристально взглянул в глаза собеседника, подошел вплотную к молодому человеку и тихо, но крайне выразительно сказал:

– А ТЫ НЕ БОЙСЯ.

За несколько вздохов лицо молодого воина сменяли выражения недоумения, сосредоточенности, затем глаза вспыхнули. Он попытался сдержать улыбку, как и положено самураю. Через несколько мгновений, поняв, что это ему не удается, отбросив приличия, улыбнулся открыто и радостно.

– Вы великий Учитель, – проговорил он с волнением. – Я УВИДЕЛ СТРАХ.

– Что я могу для Вас сделать в благодарность? – это было всё, что он нашелся сказать спустя достаточно большой промежуток последовавшего за разговором молчания, за который старый самурай уже успел переместиться на свое привычное место под деревом и удобно расположиться в его тени.

– Принеси мне воды.

Выпив чашку холодной воды, набранной с ручья у дома, Дзётё еще раз пристально взглянул на юношу.

– Иди, – сказал он и отвернулся.

– Можно…

– Нет.

Затем, не оборачиваясь, добавил:

– Да, еще. Никому обо мне не говори.

– Хорошо. Я…

Под взглядом обернувшегося внезапно Дзётё молодой самурай замолчал.

– НУ И ДУРАК.

Лицо молодого человека снова стало проходить те же фазы, что и при первом разговоре. Придя в себя, он не нашел ничего другого, как спросить еще раз, что он может сделать в благодарность. Дзётё пристально всматривался вдаль.

– Вон по дороге сюда идет человек. Это Санэнори Камигата. Он идет, чтобы вызвать меня на бой. Иди навстречу. УБЕДИ его не делать этого.

***

– Дзётё! Я пришел, чтобы вызвать тебя на бой. Ты убил моего брата.

– Я помню. Ты долго шел. Прошло 10 лет.

– Мы будем драться!

– Да.

Самураи стояли друг против друга на положенном для такого разговора расстоянии в несколько шагов.

– Поешь со мной, отдохни с пути и вечером будет бой.

– Почему не сейчас?

– Ты ведь никуда уже не спешишь – идя сюда, ты завершил все свои дела. А драться всегда приятней в вечерней прохладе, чем в полуденную жару. Сегодня нет смысла спешить умирать.

После коротких колебаний, Санэнори кивнул. Дзётё ответил легким наклоном головы в знак благодарности, учтивым жестом указав на дощатый помост в тени дерева.

– Ручей там, – второй жест указал направление.

Когда Санэнори вернулся, на помосте уже стояла нехитрая еда. Ели молча. Выпили зеленого чаю. Все движения самураев были торжественны, их глаза видели всё, их уши слышали каждый звук, тела ощущали даже движение ветки дерева за спиной и полет птицы над головами.

– Бой начнется, когда солнце коснется земли, – голос Дзётё был спокоен и обыден. – Что с молодым человеком?

– Он был убедителен. Но не достаточно.

Дзётё ответил едва заметным наклоном головы.

Солнце медленно совершало свой путь. Пела птица. Ветерок легонько трогал ветки дерева. Касался лиц и рук мужчин. Ярко-красный цветок дикого мака освещали лучи заходящего солнца.

***

Трава небольшой ровной площадки над склоном доходила до колен.

– Я стал слишком известен, и многие молодые люди проделывают долгий путь, чтобы поговорить со мной и напроситься быть моими учениками. Меня будут вспоминать в поколениях, приводя мою жизнь в пример. Но лишь я знаю, что она была далека от идеала. Я не думаю, что мою жизнь стоит ставить в пример. Честь и память потомков для самурая это высшая ценность. Но я вижу, что это мешает постичь нам суть вещей. Поэтому сегодня я не подниму меч, и ты можешь убить меня как покорную овцу. Я обесчещу себя, избавлю себя от памяти потомков, и того, чтобы ненужные слова в будущем тревожили мой дух.

Такого поворота Санэнори не ожидал. Он был в гневе:

– Ты позоришь свой род! Ты – позор для самураев!

– Да.

– Подними свой меч и сражайся!

– Нет.

На некоторое время наступила тишина.

– Что ж. Месть движет мною. И я не могу дать тебе то, что ты хочешь. Я не стану убивать тебя.

Сказав так, Санэнори опустил меч. В следующий момент его голова уже падала на землю.

***

– Иди сюда и начни копать могилу.

Молодой самурай вышел из-за деревьев, сквозь листву которых он еще с полудня наблюдал за событиями, и направился к Дзётё.

– Твое имя?

– Цурамото Матадзаэмон Тасиро.

– Я постиг, что Путь Самурая – это смерть, – сказал Дзётё, обращаясь к нему. – В ситуации "или-или" без колебаний выбирай смерть. Это нетрудно. Исполнись решимости и действуй. Только малодушные оправдывают себя рассуждениями о том, что умереть, не достигнув цели, означает умереть собачьей смертью…

Молодой человек опустился на колени, быстро достал бумагу, походный прибор для письма, и стал что-то быстро записывать. Дзётё взглянул на него и продолжил:

– Сделать правильный выбор в ситуации "или-или" практически невозможно. Все мы желаем жить, и поэтому неудивительно, что каждый пытается найти оправдание, чтобы не умирать. Но если человек не достиг цели и продолжает жить, он проявляет малодушие. Он поступает недостойно. Если же он не достиг цели и умер, это действительно фанатизм и собачья смерть. Но в этом нет ничего постыдного. Такая смерть есть путь самурая. Если каждое утро и каждый вечер ты будешь готовить себя к смерти и сможешь жить так, словно твое тело уже умерло, ты станешь подлинным самураем. Тогда вся твоя жизнь будет безупречной, и ты преуспеешь на своем поприще.

Закончив, Дзётё Дзинъэмон Ямамото направился к дому. Отойдя на несколько шагов, остановился, затем повернул голову и добавил:

– Можешь остаться.

Цурамото Тасиро благодарно склонил голову. Он достал чистый лист и быстрыми крупными движениями что-то написал, положив затем его сверху на уже исписанный. Дзётё взглянул на него. Там была всего пара иероглифов:

葉隱

(сокрытое в листве)

Комментарии

Перечитал несколько раз. Всё равно пока нечего сказать. А ты, Виталий, что сам думаешь?

Аватар пользователя maman

Мда... Какие мозгомыслехитросплетения bigsmile

В ситуации "или-или" без колебаний выбирай смерть.

Выходит, что Дзётё выбрал смерть и не важно, что позорную, по их понятиям, а его визави- месть, за что и поплатился? Фиг поймёшь pipets

Аватар пользователя Avrora

Виталий, как мне приятно, что и Вы открыли для себя Хагакуре. "Сокрытое в листве"- одна из самых любимых моих книг.

"Смириться с маразмом- это сломаться"!

Аватар пользователя Avrora

Сколько раз читаю "Сокрытое...", столько раз она открывается по новому.

Сегодня нет смысла спешить умирать

-Совершенно, нет никакого смысла), а вот как оно все будет?

"Смириться с маразмом- это сломаться"!

Аватар пользователя RONA

Хитрый лис Дзётё усыпил бдительность противника своим фальшивым благородством:

Меня будут вспоминать в поколениях, приводя мою жизнь в пример. Но лишь я знаю, что она была далека от идеала. Я не думаю, что мою жизнь стоит ставить в пример. Честь и память потомков для самурая это высшая ценность. Но я вижу, что это мешает постичь нам суть вещей.


Уловили мысль?Умру достойно в бою ,будут меня вспоминать с уважением ,да вот только жизнь-то моя не идеальна была ,недостоин я доброй памяти.А посему не стану умирать благородною смертию самурая ,останусь трусливой собакой ,но с философскими мыслями.К тому же во многих странах мира (да почти во всех) существует негласное правило ,исходящее из глубины веков:человек ,разделивший с тобой хлеб (трапезу) ,становится твоим братом ,вы не можете убить друг друга.
Здесь благородный Санэнори не стряхнул со своих ушей килограммы нежно развешанной лапши и расслабил булки:

Месть движет мною. И я не могу дать тебе то, что ты хочешь. Я не стану убивать тебя.

Вот оно ,истинное благородство самурая.Он не может убить человека ,который отказывается сражаться.Он опускает мечь.И в этот момент вероломный Дзётё сносит ему голову.Лично мне этот Дзётё противен.Далее ,чтобы оправдать перед молодым Цурамото свой подлейший поступок ,он изящно заворачивает его в одному ему понятную витиеватую философию:

Все мы желаем жить, и поэтому неудивительно, что каждый пытается найти оправдание, чтобы не умирать.

.Ну вроде как пошинкуют самурайским мечом один раз - и всё ,больше жизней не дано ,так что ищи способ зацепиться за эту.
Далее:

Но если человек не достиг цели и продолжает жить, он проявляет малодушие. Он поступает недостойно.

Т.е. этот Санэнори ,пришедший мстить за смерть брата ,но не сделавший этого, "не достигший цели" ,вроде как сам себя и обесчесщивает ,считаясь малодушным и недостойным.Как же ему с таким позором жить-то потом и гордо носить честное звание самурая? Уж лучше мы его ...того...отрубим ему башку ,когда он к этому меньше всего готов и обмоем свои руки от его крови сознанием сохранённой ему чести. Пусть и посмертно.Типично азиатская хитрожопость ,убивающая одним ударом двух зайцев: свою шкуру сохранил (обманом) и от смертельного врага навсегда избавился , якобы спасая честь этому врагу.
Молодой самурай сделал быстренько выводы и записал в своём дневничке только ему понятным самурайским кодом выведенную из всего этого мораль:любуйтесь изумрудной зеленью и изяществом форм листьев и веток ,образующих благородную и живописную живую изгородь.И упаси вас боже раздвинуть эти ветки руками ,чтобы узнать ,чтО же скрывается за всем этим .
Эти усыпляющие бдительность философствования Дзётё сродни словесным разводам неискушённых новичков в тюрьмах ,когда старшие и опытные сокамерники хитросплетёнными двусмысленными фразами подводят ничего не подозревающих новоприбывших к статусу опущенных.

Иногда чёрная полоса нашей жизни становится взлётной.

Аватар пользователя Iva

Рона хорошо все расшифровала, а я вчера не могла мысль сформулировать.

Если вы идете сквозь ад, не останавливайтесь.
Уинстон Черчилль

Аватар пользователя Виталий Лозовский

Вот оно ,истинное благородство самурая.Он не может убить человека ,который отказывается сражаться.Он опускает мечь.И в этот момент вероломный Дзётё сносит ему голову.

Он ведь не по причине благородства отказался от боя, а из мести. Было б первое - тогда бы и Дзётё поступил по иному. Он фактически нанес удар. Было ли это хитростью (как в той басне, где щука просила "делайте, что хотите, только в речку не бросайте") или реальным решением - сложно сказать. Санэнори мог сказать - поищи себе другого дурака, а я с опустившим меч драться не буду. Или сделать то, о чем его попросили. Так нет же - месть. Его ответ был ударом и Дзётё ответил на удар.
Скорее всего он его просто проверял. Он ведь еще раньше попросил Цурамото убедить Санэнори не вызывать его на бой и отказаться от мести.
Месть в то время считалась благородной только либо за своего даймё (сюзерна), либо за родителя. Месть за жену, брата, детей - низкой (это я почерпнул вчера читая "Бусидо - душа Японии", Инадзо Нитобэ, изданную еще в 1905 году). Если б было иначе, они бы только то и делали, что резали друг друга в бесконечной мести - наверное с этим связано.

Аватар пользователя Виталий Лозовский

Дзётё не думал, он был готов умереть и это не было конструкцией мысли, это была его жизнь. Его действия шли из безмолвия, в котором он находился, они были спонтанны. Это можно понять из того, что и как он затем в течении семи лет рассказывал иногда Цурамото Тасиро, который изложил затем это в Хагакурэ.
Пригласив Санэмото к столу и отложив бой, он делился с ним своим пониманием. Но тот не понял, месть заслоняла ему все. И он ему дал последний шанс - хочешь мести? на, бери. А Санэмото узнав о сокровенном желании Дзётё умереть в бесчестии (неважно насколько оно было искренним, или уловкой - он ведь принял это за чистую монету) решил отомстить самым изощренным способом - не давая Дзётё то, о чем он просил.

Аватар пользователя Виталий Лозовский

Дзётё наверняка убил брата Санэмото в честном бою - иначе бы он не говорил о том, что память о нем будет жить и всякое такое, с чем Санэмото соглашается. Было б не так - для бесчестия Дзётё ему было бы достаточно рассказать, что брат был убит бесчестно, и опозорить Дзётё навсегда, что означало для него сэппуку. Но он этого не сделал за те 10 лет. Мстить за убитого в честном бою - полнейший позор для самурая. Если бы он свершил эту месть - следующим шагом для него была бы смертная казнь. Его бы приговорили к сэппуку без всякого сомнения.
Дзётё поступает благородно. У Санэмото в его способе действия два пути - либо он убивает Дзётё в бою и затем умирает через сэппуку, либо в бою его убивает Дзётё. В обоих случаях Санэмото умирает, и в обоих его честь подвергается сомнению. Дзётё дает ему третий путь - убить по просьбе. В этом случае позор падает на Дзётё, и свершается месть, которой так желает Санэмото. У них есть свидетель, наблюдающий из-за деревьев, и Дзётё об этом знает. Убить не поднимающего меч для самурая также позор, но учитывая, что Дзётё сам об этом просит, это могло бы, вероятно, пройти.
В крайнем случае, путь Санэмото - бесчестие и смерть в любом случае, при любом исходе в том способе действий, что он избрал. В третьем пути, предложенном Дзётё, он мог бы в самом крайнем случае еще и выполнить просьбу своего врага - а это уже благородно, а в идеале Санэмото мог отказаться от мести, и этим сохранить свою честь и жизнь.

Аватар пользователя Виталий Лозовский

Для Дзётё финальный удар меча - не победа. Это поражение. Он не смог помочь Санэмото понять. Тогда он просто помог ему избежать бОльшего позора, убив его. Тоже не айс, но начни он бой, пути назад для Санэмото уже бы не было.

Судя по тому, что он рассказывал затем Цурамото о пути самурая, его речь была скорее всего уловкой, продиктованной состраданием и направленной на помощь. А может и нет. Пока не понимаю.

Аватар пользователя Виталий Лозовский

Примечателен также факт, почему Дзётё берет Цурамото в ученики. Он видит восприимчивость молодого воина к знанию, его способность к осознаванию себя. И дает ему испытание - переубедить Санэмото. Он интересуется мнением последнего о молодом самурае - и тот отзывается положительно - "Он был убедителен", т.е. он понимает путь самурая. И берет его в ученики только после того, как и сам терпит поражение в переубеждении Санэмото.

И он берет его в ученики, т.е. вообще принимает решение взять ученика, именно по причине своего поражения. Для него это - искупление вины.

Аватар пользователя Виталий Лозовский

Судя по тому, что он рассказывал затем Цурамото о пути самурая, его речь была скорее всего уловкой, продиктованной состраданием и направленной на помощь. А может и нет. Пока не понимаю.

Хотя такая смерть, в позоре и бесчестии - это было бы весьма по-кастанедовски, по-шамански. Оборвать все связи. Кто знаком с Кастанедой, вспомнит эпизод о смерти - не помню уже точно - кажется, его бабушки, еще в Южной Америке, когда она перед смертью совершила некий совершенно не понятный с точки зрения ее родственников поступок, вызвавший ее полное осуждение и даже ненависть.

Так что он вполне мог так думать и в случае, если бы Санэмото повелся, он бы получил с этого свой бонус, как он его понимал, в любом случае.

Впрочем и буддизм считает и честь, и память предков и прочие проявления майи - ловушками на пути к освобождению.

Аватар пользователя Виталий Лозовский

Виталий, как мне приятно, что и Вы открыли для себя Хагакуре. "Сокрытое в листве"- одна из самых любимых моих книг.

Меня она впечатлила. Настолько, что задумав поделиться своими впечатлениями, и вынашивая их некоторое время, я увидел сон, который и описал в своем .... не знаю что это - может назвать его "эссэ"? Красивое слово в японском стиле)

Во сне были эти диалоги. Сначала в одном первый (Дзётё-Цурамото), затем во втором второй (Дзётё-Санэмото). Заключительный пассаж - это первый пассаж из Хагакурэ. Остальное я утром дописал под впечатлением и по какому-то наитию, на все ушло около 2-х часов. Это я к тому, что мне самому не понятны были действия Дзётё, и когда писал, и когда опубликовал. Оценка металась от плюсов к резким минусам (как у Роны с Ивой), вплоть до того что опубликовать это мне стоило немалых усилий. Еще через ночь, и после книги Нитобэ, мне как-то стало более понятно, что и описываю в комментариях. Во время их написания я сам пытаюсь понять поступок Дзётё. Точнее, понять свой сон.

Но я рад, что пока для Дзётё нашлись объяснения - мне не хотелось, чтобы он выглядел подлецом)) Во сне он был прав, а вот прочитав написанное - засомневался.

Аватар пользователя Виталий Лозовский

Да, с происхожением названия книги - оно имеет много версий. Вот отрывок из "Хагакурэ Нюмон" (Моё Хагакурэ) от Юкио Мисима

О названии «Хагакурэ»
Книга, которую мы знаем как «Хагакурэ», вначале имела название «Собрание изречений мастера Хагакурэ». Но это название было сокращено до одного слова в первом издании книги, редактором которого был молодой самурай Цурамото Тасиро — человек, записавший поучения Дзете. С тех пор было выдвинуто несколько гипотез, объясняющих смысл слова Хагакурэ (буквально: «сокрытое среди листьев»), но до сих пор исследователи не пришли к единому мнению.

Есть, например, версия, согласно которой это название было выбрано, чтобы передать атмосферу стихотворения священника Сайге (поэт-монах позднего периода Хэйан и раннего периода Камакура), которое вошло в сборник «Санка вакасю». Стихотворение озаглавлено: «Послание любимой в тот день, когда осталось лишь несколько лепестков»:

В нескольких дрожащих лепестках,
Сокрытых среди листьев
Как сильно я чувствую Присутствие той,
По ком втайне тоскую!

Согласно другой версии, название книги подчеркивает, что в «Хагакурэ» много говорится о самопожертвовании самураев, которые не стремились прославиться, а предпочитали оставаться в тени.

Кроме того, книга могла быть названа так потому, что, диктуя ее, Дзете жил в уединении в хижине, «сокрытой среди листьев».

Есть также легенда, гласящая, что Дзете назвал книгу по имени дерева хурмы, которое росло возле его хижины и давало так много плодов, что его называли «Скрывающим листья».

Известна также еще одна версия. Говорят, что во дворе замка Сага, который был резиденцией даймё клана Набэсима в эпоху Токугава, росло много деревьев. Поэтому замок называли «Дворец, сокрытый среди листьев», а самураев провинции именовали «самураями, сокрытыми среди листьев». Некоторые верят, что именно это послужило поводом для того, чтобы назвать книгу «Хагакурэ».

Получилось, что я предложил еще одну версию названия) Честно, не собирался это делать. Во сне этого не было. Само получилось, когда заканчивал писать - написав фразу "Молодой самурай вышел из-за деревьев, сквозь листву которых он еще с полудня наблюдал за событиями", сам офигел (excuse my French)

Для меня это название сразу понялось как "Истина, скрывающаяся за мыслями" - Истинная сущность, некое Дао, скрытое за мыслями и понятиями, и Цурамото Тасиро, испытав инсайт от наблюдаемого им сквозь листья, сделал такое многозначное название.

Аватар пользователя Виталий Лозовский

Такого персонажа как Санэнори Камигата история вряд ли вспомнит, я ему сам дал это имя. Учитывая, что Цурамото Тасиро не описывал своего знакомства с Дзётё Дзинъэмоном Ямамото, то кто знает - может быть, все было именно так))))

Для тех, кто не в курсе: Дзётё Дзинъэмон Ямамото (Ямамото Цунэтомо) жил с 11 июня 1659 по 30 ноября 1719. В 1700 году его даймё Набэсима Мицусигэ, правитель земель Хидзэн (сейчас это где-то в районе Нагасаки) умер. Согласно традиции его самые близкие самураи должны были сделать себе харакири и уйти вместе с хозяином. Но Набэсима запретил им это делать. Тогда Дзётё удалился от мира и поселился в одиночестве. Так он прожил лет десять, после чего появился Цурамото Тасиро, молодой самурай, с которым Дзётё почему-то начал беседовать. Это продожалось семь лет. Говорят, что Дзётё запретил Цурамото публиковать свои записи, но тот ослушался. В результате и появилось Хагакурэ - Сокрытое в листве.

Вот какие слова зацепили:

Все мы желаем жить, и поэтому неудивительно, что каждый пытается найти оправдание, чтобы не умирать. Но если человек не достиг цели и продолжает жить, он проявляет малодушие. Он поступает недостойно. Если же он не достиг цели и умер, это действительно фанатизм и собачья смерть. Но в этом нет ничего постыдного. Такая смерть есть путь самурая. Если каждое утро и каждый вечер ты будешь готовить себя к смерти и сможешь жить так, словно твое тело уже умерло, ты станешь подлинным самураем. Тогда вся твоя жизнь будет безупречной, и ты преуспеешь на своем поприще.

Либо сражаешься и погибаешь в процессе достижения цели - это достойно. Либо достигаешь цели и умирашь - это тоже ценно. А если не начав что-либо делать - сдаёшься, ищешь отговорки - это ничто.

Аватар пользователя Avrora

Когда приходит время, размышлять некогда. И если ты не успел обдумать все заранее, скорее всего ты опозоришь себя. Чтение книг и слушание бесед других людей нужно только для того, чтобы исполниться решимости. Путь Самурая - это прежде всего понимание, что ты не знаешь, что может случиться с тобой в следующий миг. Поэтому нужно днем и ночью обдумывать каждую непредвиденную возможность. Победа и поражение часто зависят от мимолетных обстоятельств. Но в любом случае избежать позора нетрудно - для этого достаточно умереть. Добиваться цели нужно даже в том случае, если ты знаешь, что обречен на поражение. Для этого не нужна ни мудрость, ни техника. Подлинный самурай не думает о победе и поражении. Он бесстрашно бросается навстречу неизбежной смерти. Если ты поступишь так же, ты проснешься ото сна.

"Смириться с маразмом- это сломаться"!

Аватар пользователя Nest

У меня первая мысль по прочтении - надо быть проще. Дзете видел, что в самураях куча заморочек, и умело этим пользовался. Они ж сами не знали чего хотят, т.к. постоянно сверялись с самурайским кодексом, т.е. все пропускали через ум. Отсюда колебания, торможения - то ли из мести убить, то ли нет, то ли уйти, то ли остаться. Дзете активно нажимал на кнопки, а они лишь реагировали (предсказуемо для него).

Аватар пользователя Виталий Лозовский

Да, Дзётё не заморачивался. Он не обдумывал все эти сложные схемы, т.к. изначальный пункт для него был ясен - Санэнори пришел не по адресу и его мотивы сомнительны. Походу пацаном Дзётё был понятийным и за собой ничего не чувствовал. Ну а дальше дело техники. Какую кнопочку нажать, чтобы вывести зашоренного кодексами, правилами и обычаями самурая из себя, для него секрета не представляло. В понятиях мужик волок по полной, не зря смотрящим был при законнике Набэсиме, начав службу у того с 10 лет, и хорошо знал, что метлой можно любой вопрос развернуть в нужную сторону. Потом, когда братва с клана Камигата приехала качнуть по понятиям, он их так вгрузил (где-то в русле моих комментариев), что пацаны остались еще и должны и были довольны уже тем, что им не пришлось прямо на месте сделать себе сэппуку. Через какое-то время к хижине в лесу подкатила арба, и с искренними извинениями и благодарностями сгрузила пару мешков риса, куль чаюхи и много всяких приколов.
За что-то ж он жил в лесу. Это жизнь.

А книга - просто замечательна.

Аватар пользователя maman

Ну а дальше дело техники. Какую кнопочку нажать, чтобы вывести зашоренного кодексами, правилами и обычаями самурая из себя, для него секрета не представляло.

О, великий манипулятор! \\m/

Аватар пользователя Виталий Лозовский

О жизни Дзётё мало что известно, но думаю что трактат Сунь-Цзы там хорошо знали, и лезть на меч, пока не будут использованы все приемы военных хитростей, никто не спешил.

Это не умаляет тем не менее саму концепцию Бушидо, Пути самурая. И он был искренен, когда излагал ее Тасиро Цурамото.

Воистину жизнь человека длится одно мгновение, поэтому живи и делай, что хочешь. Глупо жить в этом мире, подобном сновидению, каждый день встречаться с неприятностями и делать только то, что тебе не нравится. Но важно никогда не говорить об этом молодым, потому что неправильно понятое слово может принести много вреда.

Я лично люблю спать. Со временем я собираюсь все чаще уединяться у себя в доме и проводить остаток жизни во сне.

Аватар пользователя Виталий Лозовский

Эти, например, слова для меня - свидетельство его искренности. И его понимания.

Аватар пользователя Виталий Лозовский

Еще он знал, что такое осознанное сновидение:

Ночью двадцать восьмого дня двадцатого месяца третьего года Сётоку я видел сон. События во сне менялись по моему желанию. О человеке можно судить по его снам. Хорошо, когда человек не сторонится своих снов и может управлять ими.

Имея такой опыт, отношение к жизни у человека не будет тривиальным.

Аватар пользователя Виталий Лозовский

Меня прет от его рассказов. Может из-за полного противопоставления сегодняшней морали. Но ведь люди реально так жили. Сочетали в себе вот такое, с огромным состраданием.

Когда Ямамото Китидаэмону исполнилось пять лет, его отец Дзинъэмон приказал ему зарубить собаку, а в возрасте пятнадцати лет ему велели казнить преступника.

Когда-то в возрасте четырнадцати или пятнадцати лет всем предлагали проявить мужество и обезглавить человека. Так, господин Кацусигэ в молодости получил от господина Наосигэ приказ практиковать казнь с помощью меча. Говорят, что тогда он был способен зарубить подряд не менее десяти человек.

С давних пор люди следовали этой практике, особенно в высших сословиях, но теперь даже дети низших сословий никогда никого не казнят. Это свидетельствует о крайнем небрежении. Говорить, что человек может обойтись без умения казнить, или что убивать приговоренного к смерти человека недостойно или преступно — означает искать отговорки. Вкратце, разве не вправе мы считать, что воинская доблесть самураев не на высоте, потому что они учатся только стричь ногти и следить за собой?

Если углубиться в дух человека, который находит эту практику неприятной, легко увидеть, что он проявляет изобретательность в поиске оправданий своей боязливости. Однако Наосигэ приказывал своему сыну совершать обезглавливание потому, что этим обязательно нужно заниматься.

В прошлом году я ездил на место казни в Касэ, чтобы попробовать себя в обезглавливании и нашел свою поездку очень поучительной. Если ты думаешь, что участие в казни может лишить тебя спокойствия, ты становишься трусом.

Аватар пользователя Nest

Кем были самураи? Что они сами о себе думали, см. Сокрытое в листве. Как их видели современники из других каст - предположу, как опричников на службе хозяев, как хорошо обученных безжалостных псов. Какое реальное место они занимали в мире - в современных условиях это аналог солдат, ментов и бандитов. Их
элитной боевой части (спецназ, диверсанты, киллеры и т.п.) В фильме Охлобыстина "Соловей-Разбойник" очень живописно показан современный самурай.
Когда Дзете сказал что постиг, что путь самурая - путь смерти, я это понимаю однозначно. Ремесло самурая убивать, и профи делает свое дело умело, хладнокровно, без сантиментов и рефлексий. Ничего личного, просто бизнес. Умри сегодня ты, а завтра я. Отсюда и жизнь "здесь и сейчас" (завтра не факт что наступит), и "коварство" (долгосрочное партнерство не актуально, долгой жизни не предвидится), и непротиворечивое развитие утонченности и жестокости (умения жить и убивать).
Те же, кто путает личное и профессиональное, привносит эмоции в дело, профнепригоден. На это же умение разделять было направлено обучение молодых - казни, как обыденная часть профессии, как отработка навыков. В отношении "объектов" надо было в процессе воспитания снять все тормоза, в то же время понятия (бусидо) обеспечивали полную послушаемость самураев для хозяев. Облажался перед хозяином - иди убейся апстену. Дзете получил свободу от хозяина, жил на воле, и позволил себе ;

"живи и делай, что хочешь. Глупо жить в этом мире, подобном сновидению, каждый день встречаться с неприятностями и делать только то, что тебе не нравится. Но важно никогда не говорить об этом молодым, потому что неправильно понятое слово может принести много вреда".

Аватар пользователя Виталий Лозовский

Всякая как массовая, так и индивидуальная идея со временем совершает всякие кульбиты, доходя до того, что движется в противоположном направлении. что хорошо видно на примере всех религий.

Быть приверженцем идеи, без понимания и сознательности - верный путь придти никуда. Не в том смысле никуда, о котором Чапаев говорил Петьке))) А просто в жопу, к ничтожному состоянию духа.
А если есть понимание, внимательность, осознанность - то никакие идеи и понятия не нужны. Достаточно быть внимателным к себе.

Надо быть проще, не могу с тобой не согласиться)))

Аватар пользователя Nest

Идея - это газ, а потом тормоз развития (ступень-потолок). Без идеи нет развития, без понятий нет фокусировки, отбрось идеи и понятия - будет аморфная масса (со способностью к глюкам, которые ЧСВ поименует "понимание, внимательность, осознанность" ).
Тот же Дзете пробил потолок самурайских понятий, но оперся на них и когда надоело смотреть в свой пупок, отпиарил свои идеи насчет понятий на века. И благодарные потомки прутся.

Я лично люблю спать. Со временем я собираюсь все чаще уединяться у себя в доме и проводить остаток жизни во сне.

Аватар пользователя Миринда

Но важно никогда не говорить об этом молодым, потому что неправильно понятое слово может принести много вреда

И это правильно thumb up

Я восхищен. Есть тема для осмысления и нет дрязг и взаимных поливаний. Скука, то есть отсутствие работы мозга, сублимирует на получение эмоций каким угодно способом. А самый простой способ это пособачится с кем либо. Только действительно что-то новое так редко встречается в этой жизни.

Подписка на Комментарии к "Сокрытое в листве" Подписка на НЕВОЛЯ.ру - Инстинкт Свободы - Все комментарии