Аватар пользователя Avrora
26 Дек 2012

КАк не устать идущему одному по дороге

Опубликовано Avrora

Захотелось в очередной раз проинспектировать свою фильмотеку: отделить драгоценное, бережно сохраняемое, от так себе-"можно смотреть" и вовсе пустячного.
Потом вкралось предательское: А смысл? Пусть все остается как есть- потом "суприз" будет, но взгляд уже сконцентрировался, и рука произвольно потянулась за диском. "Зеленая миля". Старина Хенкс)). Знакомая мелодия Грина Майла, узнаваемый каждый кадр фильма, хотя ему более десятка лет.
Я вновь смотрю этот фильм, но смотрю совсем другими глазами. Такие знакомые старые кадры- они по-новому освещают многие эпизоды окружающего меня мира, впечатления от которых я не смогла избавиться, и не смогла систематизировать. Я так устроена, что мне свои чувства, свои впечатления обязательно нужно препарировать, не на уровне: "ах, я полюбила зк, че мне делать"?), но близко: мне нужно для самой себя найти им причинно-следственную связь, вписать их в определенное уравнение, дать определение.
Из разговора с Сергеем:
- Ты что молчишь? Не хочешь говорить?
- Да нет, не в этом дело. Я слушаю тебя. просто еще и думаю про свое.
Усмехается, коротко хмыкнув: "Умеешь ты с толку сбить. Я всю неделю готовился к этому разговору. Считал до миллиона и обратно, целое полотенце распустил".
Обида его была короткой, как всегда, его сердечность ко мне взяла верх:
- Ну и про что ты думаешь, про свое?
- Да я , собственно, и не про свое вовсе. Я про Достоевского. Я все думаю, почему Маман (это одна дама с форума, где я тусуюсь), так нежно относится к идиоту Мышкину? Чувствую, что у нее есть для этого весомые аргументы. И хотела бы вызвать ее на дуэль по этому поводу, но все какая-то суета меня отвлекает.
- Ты не шутишь? Ты об этом серьезно думаешь?
- Нет, не шучу, а что?
- Ничего. Через паузу: - Знаешь, я когда сидел в одиночке, я читал Достоевского, читал все подряд. И вдруг, на "Бедных людях" у меня покатились слезы из глаз. Я даже не понял сначала, что произошло- слезы капали прямо на страницу книжки. Я не рыдал, нет, а глаз от слез открыть не мог. Я в жизни так никогда не плакал. А потом так хорошо стало, так ясно. Понял, что переломлю ситуацию.
Я слушаю своего товарища, затаив дыхание,страшно стесняясь представить его плачущим. Совершенно невероятная, невозможная картина.. Но до меня, жалкую и сьежившуюся доносится Серегин голос. И этотр голос такой чистый, звонкий, как из его до "загробной жизни" (молодец, Козьма , какое чудное дал определение). а не тот надтреснутый баритон, к которому я привыкла.
Кадры из "Зеленой мили". Сцены подготовки к казни. И сцена самой казни. Вдруг, я понимаю, только сейчас понимаю ,что исполнители казни и осужденный - это единство противоположностей.
"Своей смертью человек расплатился за все свои прегрешения. Прояви теперь к нему уважение".
Именно уважение в каждом движении, в отточенной сдержанности , в обезличенности исполнителей, уважение к таинству смерти.
Ни в коем случае не оправдание деяниям преступника, но уважение к трагедии человека.
Не уверена, что смогла четко сформулировать эту , очень важную для меня, мысль.
Из разговора с Сергеем:
- Да вот, смотрю передачу Караулова. Просто в ужасе. Столько правозащитных организаций, столько комиссий, прокуроские надзоры. А в итоге- концлагеря, пыточные, только газовых камер не хватает. Не могу избавиться от картины- несколько пар ног в берцах бьют лежащее на полу тело. Тело уже и не шевелиться, а ноги все бьют и бьют.
- О, нас раньше тоже били. Сейчас такого нет. А раньше, помню, сидишь в Шизо, и приехали в лагерь маски. Сразу наступает электрическая тишина. Потом отдаленно слышишь лязги двери, сдавленный крик. Потом эти звуки все ближе и ближе к твоей камере, наконец, открывается и твоя дверь- и понеслась"...
Наложение с "Зеленой милей"-
- Я вдруг поняла для себя, почему охранники так безжалостно избивают зеков. Между ними нет единства противоположностей, они конгруэнтны как геометрические фигуры. Просто одни расположены по внешнему периметру, а другие по внутреннему. Они такие же девианты как и те. И бьют из злорадства, что по какой-то случайности, пока не оказались внутри периметра.
Монолог Джонна Коффи:"Я устал... Устал быть в дорге, одинокий, как воробей под дождем.... Я устал... от того, что у меня никогда не было друга, с которым можно поговорить о том, куда мы идем и зачем..."
Наивность ... наивность одиноких в толпе. Как часто эту фразу "я устал", я слышу от Сереги, как часто встречаю ее в анкетах одиноких людей.
Странно, почему они не понимают, что если одиночество поселилось в твоем сердце, в твоей душе, ты уже никогда не избавишься от этого чувства. И еще неизвестно, что горше- одиночество в толпе , или одиночество вдвоем.
Я выключаю фильм, слезы катятся сами собой. Я плачу, как когда-то Серега плакал над Достоевским.
Наш Невольный Кормчий, киевский Зевс ( winkle ), написал, что самое глупое-это обижаться на свою судьбу. Согласна. Какой смысл, если Берлиоз давно обезглавлен?
Но почему мы тогда плачем? Что это? Эмпатия? Эмпатия к самим себе...?

Комментарии

Аватар пользователя Iva

Трудно что-то писать, столько тем затронуто.
О Достоевском. Вы уже затрагивали здесь тему Идиота, хотелось бы продолжения)) Будем ждать Маман.
Когда первый раз смотрела "Зеленую милю", была очень далека от тюремной темы. Просто смотрела, фильм понравился, запомнился, произвел впечатление. Сочувствовала великану (не помню уже имен), да и вообще почти всем. Ненавидела злобного карлика - охранника и последнего осужденного, убившего девочек. Наверное, как все))

Вдруг, я понимаю, только сейчас понимаю ,что исполнители казни и осужденный - это единство противоположностей.

Никогда об этом не задумывалась. Не думаю, что там все так хорошо, как в фильме. Хотелось бы, чтобы у нас к осужденным относились с уважением, но сейчас кажется, что это из области фантастики.
Я устал - когда я слышу эти слова, у меня перехватывает дыхание. Не от самих слов, а от того, как они сказаны.

Если вы идете сквозь ад, не останавливайтесь.
Уинстон Черчилль

Аватар пользователя Avrora

Не думаю, что там все так хорошо, как в фильме

- Вполне возможно, да и скорее всего, что действительность ТАм ничего общего не имеет с фильмом. Я писала об идее, пронизывающим этот эпизод, ясно отдавая отчет, что это иллюзорная реальность.

"Смириться с маразмом- это сломаться"!

Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека (С) Из википедии

Одиночество оно не такое , как его рисуют сентименталисты. По сути его нет. Есть отсутствие целей и смысла жизни стержня внутреннего, так называемого.

Аватар пользователя Litium

Ну-с. И как это называется? Вызов моим мыслительным способностям? Достоевщину- нате вам, про одиночество- вынь да положь, зеки и цирье- будьте любезны, и на закуску- слезы. И что прикажите со всем этим оливье в одном флаконе делать? pipets

История этой планеты — это история идиотизма, подчёркнутого несколькими дебилами, которые выделились на общем фоне как гении (цэ)

Аватар пользователя Iva

Сейчас прочла в инете - дорожка до электрического стула, выстланная светло-зелёным линолеумом — для смертника коротка, а для судьи и палача может растянуться на долгие годы

Если вы идете сквозь ад, не останавливайтесь.
Уинстон Черчилль

Аватар пользователя Avrora

Перемешать с хреном и квашенной капустой, густо намазать горчицей и......и спустить в унитаЗЗ bigsmile

"Смириться с маразмом- это сломаться"!

Аватар пользователя Litium

Люблю Достоевского, кстати. А Толстого органически не приемлю. У Достоевского был удивительный талант, помимо прочего, - возводить убожество в святость. Гюго и Достоевский у меня со школы шли в паре.
А одиночество в себе надо любить. Это удивительное мироощущение, содружество с внутренним и внешним. Только одиночество может истинно возвысить человека. Зря его в негативные тона кутают.

Перемешать с хреном и квашенной капустой, густо намазать горчицей

Придется по верхушечкам, автор. Сама виноватая)

История этой планеты — это история идиотизма, подчёркнутого несколькими дебилами, которые выделились на общем фоне как гении (цэ)

Аватар пользователя Варвара Краса

Я вообще перестала понимать почему я плачу или нет. И почему вообще плачут.
Мне кажется, это такой подвид истерики. Сошлись какие-то лучи в одной точке и жмут на слезные железы.
И повод для слез может быть вообще из воздуха взятый. Просто вот так звезды встали, что именно сегодня нужно прочистить глаза.

В мире недостаточно любви и благости, чтобы их можно было расточать воображаемым существам.
/Фридрих Ницше/

Улыбайся чаще! И чаща улыбнется тебе

Аватар пользователя Avrora

Я скажу, не надо орден. Я согласна на медаль !) (с).
Я тоже люблю это содружество с внутренним и внешним. А тут в Букинисте как-то увидела книжку , примерно с таким названием.: "Зона комфорта- одиночество. Как ее покинуть". И подумала: "дураки какие. Кто ж по собственной воле покинет Зону комфорта"?))

"Смириться с маразмом- это сломаться"!

Аватар пользователя Avrora

Просто вот так звезды встали, что именно сегодня нужно прочистить глаза

- Согласна, Варя, с тобой.
Получаешь какое-то по-настоящему серьезное известие, или сталкиваешься с настоящим испытанием, и все равно- кремень. Хотела бы заплакать- да ничего не выходит. А случается нЕчто, вовсе пустяковое- заливаешься слезами.)

"Смириться с маразмом- это сломаться"!

Аватар пользователя maman

Я все думаю, почему Маман так нежно относится к идиоту Мышкину?

Ну как же я могу это объяснить? Вот Вам нравится, когда Вас понимают, принимают такой , какая есть? Вот князь Мышкин для меня такой человек, человек-мечта. Он ведь насквозь каждого видит, но никого не судит, никому ничего не навязывает, ничьей свободы не стремится нарушить. Понятно, что таких идеальных людей не бывает, но мечтаем же мы об этом, чтобы нас понимали. А осудить.. , то кто кроме нас самих себя больнее осудит? Та же Настасья Филиповна ведь сама себя осудила на смерть.

Как по моему опыту, когда человек тебя понимает - скорее он просто выше тебя - и поэтому тебя понимает, потомучто прожил он то что и ты, только капельку больше. А вот спутника по жизни - это да... Это мечта.

Монолог Джонна Коффи:"Я устал... Устал быть в дорге, одинокий, как воробей под дождем.... Я устал... от того, что у меня никогда не было друга, с которым можно поговорить о том, куда мы идем и зачем..."

Сколько снов у меня было, как я одна иду по жизни, плыву по жизни.. Я все иду... И плыву и куда, куда, куда... Куда идет, зачем идет - вот бы был друг, с котором можно поговорить - куда и зачем идем, просто обсудить, говорить по ходу и на ходу... Просто рассказать и чтобы поняли без издевки со смешком..

А я сейчас рисую и в рисунках больше свободы нашла для самовыражения себя внутренней.. Вроде как и не завишу от острой тяги хотеть чего-то незнамо чего. Вроде это решается через рисунки..

В Достоевского еще не вчитывалась.. Последний фильм на удивление пробивающий меня чуть ли ни на рыдание "Облако-рай"... И песня..

На небе облако-рай, поди его угадай
Найти, узнать и понять невозможно
Какого цвета и где, скажи пожалуйста мне
Скорее ты там, где сыскать невозможно
А я от мысли дрожу, что никогда не найду
Хочу забыть, убежать, закрутится

Где ты, где ты, облако-рай
Листья надежды мои не роняй

Тоской и грустью лечусь,
Душой на небо я рвусь
В густом тумане ищу свое счастье
Быть может, кто-то
Когда мне вдруг откроет глаза
Увижу его сквозь ненастье.
Но нет его и опять
Не устаю повторять,
Живя надеждой о встрече с тобою...

Где ты, где ты, облако-рай
Листья надежды мои не роняй

Аватар пользователя Туся-врушка

Странно, почему они не понимают, что если одиночество поселилось в твоем сердце, в твоей душе, ты уже никогда не избавишься от этого чувства.

Бросился в глаза именно этот "пазл" , и пока не составилась целая картинка.
Но уже здесь читается крик от одиночества. А может показалось...
- Как не устать идущему одному по дороге?
Первое , что приходит в голову так это - перестать себя жалеть , сострадать себе , как другому. Потому что если "Эмпа́тия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека " , то эмпатия к самому себе не что иное , как жалость к себе.
Терпеть не могу , когда меня жалеют . Ещё больше не могу терпеть ,когда начинаю жалеть себя.
Тот , кому удаётся преодолеть в себе эту тягу , просто перестаёт быть одиноким в толпе , вдвоём , в сети ....
Потому , как эта жалость занимает слишком много пространства , порой так много , что ощущаешь себя одиноким во вселенной.

Туся, да уж - это точно. Иногда и даже чаще - это просто распущенность. Потеряться среди хлама bigsmile

Аватар пользователя Туся-врушка

Полька , я не поняла твою смешную мысль. Растолкуй. smile

Ну вот... Например. У меня есть куча хлама. Он вроде и разложен и коробочкам, но - это мои старые увлечения и они мне не нужны. Вроде дороги сердцу, но и не нужны. Начинаю их разбирать и перекладывать.... И опа! А зачем я их перекладывала? И как-то сразу в жизнь это дело перемещается, начинаю задумываться о существующих отношениях у меня с каким-нибудь человеком, начинаю модернизировать их... Усовершенствовать.. Какие-то старые заморочки вылазить начинают, которые давно не показывались и "характерец" свой слегка с гнильцой вылазит.. И обиды...

Ещё больше не могу терпеть ,когда начинаю жалеть себя.

Заморочки, иными словами просыпаются в хламе.

П.с. прям хоть крик души печатать в своем блоге на тему "Как правильно сортировать вещи и делать уборку в жилых комнатах" helplolbigsmile

Аватар пользователя Туся-врушка

печатать в своем блоге на тему "Как правильно сортировать вещи и делать уборку в жилых комнатах"
А что -это хорошая идея. Будет интересно познакомится с твоей "инструкцией". read

Да.. При чем она (инструкция) будет продумываться не в минуту, а точно в несколько дней.. bublegum Это ж.. Дело повседневное и очень нужное - уборка sha

Только боюсь что "инструкция" будет по хлеще чем у Абрамыча hot Так что я передумала ее писать, нужно просто банально наверное убираться и ложить вещи просто на свои места, а ненужные - выкидывать, уничтожать или ложить в кладовку до лучших времен, только при этом саму комнату не превращать в кладовку pardon

Аватар пользователя Туся-врушка

Небольшое отступление winkle -о значении слов в древнерусском языке. Слово "ложить" - означает помещать на поверхность (не проникая вглубь). Отсюда - ложе, ложбина (неглубокая складка местности), ложка (неглубокая ёмкость), ложь (неполная правда - еще одно слово с забытым истинным смыслом). Слово "класть" - значит помещать внутрь, прятать с глаз. Отсюда - клад, кладбище, складень (закрывающаяся икона), кладовка. Поэтому зеркало в парту надо, конечно же, КЛАСТЬ, а вот НА парту только ЛОЖИТЬ. bigsmile

А слово "покалду" есть?? Наложить вещей в шкаф bigsmile Ладно, лягу на кровать и вложусь в одеяло tired Т.е укладываюсь в постель и ... bigsmile ложусь на кровать :-\\

Аватар пользователя Iva

А осудить.. , то кто кроме нас самих себя больнее осудит?

Ой, не скажите, Маман. Человек то сам себя осудит, но тут же и поймет и объяснит для себя все свои действия, а вот людской суд, людская молва может так ударить, что и не оправишься больше.

Та же Настасья Филиповна ведь сама себя осудила на смерть.

Потому и осудила, что людской молвы боялась. В ней не смелость была, от стыда и безысходности вызов обществу бросила.
А вообще, у меня двоякое отношение к Мышкину, он удобный. Никогда не осудит, всегда поймет. А женщинам, которые его полюбили, помочь не мог. Определиться ему трудно было))

Если вы идете сквозь ад, не останавливайтесь.
Уинстон Черчилль

Аватар пользователя maman

Потому и осудила, что людской молвы боялась.

Да бросьте, Ива. Людская молва преследовала её всю сознательную жизнь, стоило ей просто выйти замуж за того же Тоцкого, который и совратил её (а ведь он уже готов был ей сделать предложение, да побоялся, знал,что не примет, лишь надсмеётся), стать добропорядочной госпожой и все замолкнут, как будто и ничего не было. Она не может себе позволить быть счастливой, упивается своей порочностью. Потому, -ну никак нельзя осчастливить насильно. И случилось то, что должно было случиться, как и предсказывал кн.Мышкин в самом начале романа.
Княь Мышкин из своего "рая", который он сам построил-выстроил в Швейцарской деревушке, попадает в "ад" ( вот уж где кипят страсти) не по своей воле, обстоятельства так сложились. Наверно, по замыслу автора он должен "спасти мир", но с самого начала ведь понятно,что миссия невыполнима, когда никто и не хочет спасаться то по большому счёту. "Я виноват, в чём виноват пока не знаю"- говорит кн.Мышкин, а по мне так он без вины виноват, что оказался в этом мире-аду. Потому, что он человек, а не Бог и спасти никого не может, что ещё раз показал Достоевский в своём романе. Миссия не выполнима.

Аватар пользователя Avrora

Доброе утро)
Маман, а кого любил кн.Мышкин?

"Смириться с маразмом- это сломаться"!

Аватар пользователя maman

Маман, а кого любил кн.Мышкин?

Трудно однозначто ответить. В том и беда и возвышенность его, что он всех любил, любил по христиански- "человека в человеке" . Но, как показывает жизнь,на земле такое невозможно. Единственно, Аглаю он полюбил земною любовью, на этом и "погорел", вошёл в конфликт сам с собою.И понеслось...

Аватар пользователя Avrora

на этом и "погорел", вошёл в конфликт сам с собою.И понеслось...

- и стал палачом и самому себе, и любви Аглаи.
Помните, появление Мышкина в Петербурге? Его первое представление в доме родственников Епанчиных? Его разговор с лакеем о смертной казни, увиденной Мышкиным во Франции? Как вы думаете, почему Достоевский начал свой роман, с этой сцены? Не помню близко текста, но смысл , кажется таков: "Если бы нашелся человек, который смог передать всю ту муку, что испытывает осужденный на казнь"..
Я думаю, что все остальное действие, разворачивающееся в романе- второстепенно, оно построено вокруг одной мысли- передать ту муку, которую испытал человек, осужденный на казнь.
"Убийство по приговору осужденного за убийство страшнее самого убийства, совершенного по разбою", кажется, так говорил Достоевский в образе кн. Мышкина.
Образ кн. Мышкина, его эмпатия к окружающим, это сострадание Достоевского к самому себе, пережившему некогда эшафот и исполнение приговора.

"Смириться с маразмом- это сломаться"!

Аватар пользователя maman

разговор с лакеем о смертной казни Как вы думаете, почему Достоевский начал свой роман, с этой сцены? "Убийство по приговору осужденного за убийство страшнее самого убийства, совершенного по разбою"

Потому, что нет ничего страшнее для человека, как отсутствие надежды на спасение.

Образ кн. Мышкина, его эмпатия к окружающим, это сострадание Достоевского к самому себе, пережившему некогда эшафот и исполнение приговора.

Тут я с ВАми не соглашусь, т.к. устами князя Мышкина он излагает уже Епанчиным конкретно свою историю эшафота :

Этот человек был раз взведен, вместе с другими, на эшафот, и ему прочитан был приговор смертной казни расстрелянием, за политическое преступление. Минут через двадцать прочтено было и помилование и назначена другая степень наказания;

и тут же:

"Что, если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь, -- какая бесконечность! И всё это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счетом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!".

А чем всё закончилось? Ну вы знаете жизнь Достоевского и на него нашёлся спаситель в лице Анны Сниткиной. Без надежды - страшное дело, и жизнь- не жизнь, и смерть- не смерть, а сплошная мука, вот к чему ,по моему, эта казнь по приговору.

Аватар пользователя Avrora

Потому, что нет ничего страшнее для человека, как отсутствие надежды на спасение

- безусловно.
Но меня всегда мучил вопрос- Почему именно с этого эпизода начинается роман?
Про эпизод у Епанчиных я уже подзабыла. А вот, знаете ли, не оставляет меня мысль, что человек, переживший свою смерть, он, де-факто и не жилец потом.Хотя, это сугубо дилетантский взгляд.

"Смириться с маразмом- это сломаться"!

Аватар пользователя maman

человек, переживший свою смерть, он, де-факто и не жилец потом.

Каждый для себя определяет , что такое жить,по мне так Федор Михалыч, ещё ого-го какой жилец, много чего накуралесил, но книги его -свидетельство величайшего жильца.

Аватар пользователя Варвара Краса

А вот, знаете ли, не оставляет меня мысль, что человек, переживший свою смерть, он, де-факто и не жилец потом.

а почему ты так думаешь?

В мире недостаточно любви и благости, чтобы их можно было расточать воображаемым существам.
/Фридрих Ницше/

Улыбайся чаще! И чаща улыбнется тебе

Страницы

Подписка на Комментарии к "КАк не устать идущему одному по дороге" Подписка на НЕВОЛЯ.ру - Инстинкт Свободы - Все комментарии