Аватар пользователя allania
11 Июн 2014

Глоток свободы для узника или "не гревом единым"...

Опубликовано allania

Довелось на днях пристально изучить тему творчества за решеткой... Такое было редакционное задание. И выяснилась интересная вещь - творческих людей в млс очень много. Но все, кому удается хоть немного этим заняться, делают это 1) вопреки системе, 2) благодаря поддержке извне. Решила поделиться отдельными выводами, тем более, что интересно мнение завсегдатаев "неволи" - насколько эта тема актуальна и вообще имеет ли смысл выражение "не хлебом единым", если речь идёт о современных зэках. Уж слишком много все пишут о "греве" - мол, кроме бабла, дачек и "тела" современных сидельцев ничего не интересует... Может, судят по себе?
Когда говорят о творчестве в неволе, то первое, что приходит на ум, это предметы, сделанные руками заключённых. Нарды, чётки, шкатулки, картины, ножи, иконы, игральные кости, оригинальные поделки из хлебного мякиша… Это далеко не полный перечень тех диковинок, которыми богаты сегодняшние зоны. В каждой зоне обязательно есть такой умелец, который коротает срок, создавая шедевры, радующие потом солагерников, зоновское начальство и любителей на воле. Резчики, кузнецы, художники – их талант создавать красивые вещи среди однообразия и неприглядности неволи, скрашивает не только их будни.
Талант этих людей лежит на поверхности; плоды их творчества видны каждому и даже самый далёкий от искусства человек способен оценить красоту и изящество созданных ими вещиц.
Однако, в каждой зоне есть люди, которые имеют не меньше права называться творцами, при том, что их творчество зачастую не видно и неведомо никому, даже тому, кто спит на соседней шконке. Это люди, у которых творческие импульсы занимают не руки, а умы и души. Это поэты и музыканты, люди пишущие, которым есть что сказать, и которые просто не могут не сочинять.
Музыканты в зоне это отдельная тема. От сумы и от тюрьмы не застрахован никто и потому музыкальной братии за решёткой полно. Из свежих примеров можно вспомнить известного рэпера Ивана Алексеева, известного как Noize MC, который летом 2010 года нежданно-негаданно провел 10 дней в Волгоградском СИЗО за оскорбление сотрудников МВД на концерте. Хотя, по сравнению с теми сроками, которые выпадают на долю многих достойных музыкантов, 10 суток это лишь мимолётное приключение.
Многие известные в мире музыки люди когда-то «мотали срок», например, певец Сергей Захаров, основатель «Лесоповала» Михаил Танич, продюсер Юрий Айзеншпис. Большинство известных музыкантов «с криминальным прошлым» нашли себя в шансоне – Александр Новиков, Анатолий Полотно, Слава Медяник, Иван Кучин, Ефрем Амирамов и др.
Многие из них стали известными либо до, либо после отсидки. Однако в последнее время – видимо в силу развития коммуникаций в МЛС, стали появляться певцы и музыканты, чьё творчество проникает на волю, в то время как сами они находятся за решёткой.
На стыке современности и времен отсутствия полноценной связи с сидельцами, сверкнула и угасла звезда музыканта и исполнителя Игоря Погорелова, более известного как Росписной (благодаря многочисленным татуировкам).
Тридцать лет жизни из своих сорока шести он провел в тюрьме, регулярно получая новые сроки за хулиганство и пьяные выходки. Вот уж кому творчество скрашивало время, проводимое в зоне! Росписной пел весьма неплохо, а его тюремная лирика легко находила путь к сердцам слушателей.
Судьба дала ему уникальный шанс, который редко выпадает даже на свободе. Став лауреатом первого конкурса песни среди осужденных «Калина красная», Игорь заключил контракт с компанией «Союз Продакшн». Его альбом «Срок», записанный в профессиональной студии, сразу разошёлся по любителям шансона. Но видимо удача не в том, чтобы поймать птицу счастья, а в том, чтобы её удержать. Ни слава, ни возможность зарабатывать творчеством не исправили несдержанный характер Игоря. Уже став «звездой» он снова попал в тюрьму, откуда уже не вышел…
Можно долго рассуждать про «нелёгкую судьбу-злодейку» талантливого музыканта, однако в большинстве случаев свою судьбу мы предопределяем сами, своими характерами, своими поступками, своими мыслями и планами. Не каждый способен круто изменить свою жизнь, даже если выпадает удача; однако много и тех, кто давно грезит переменами и даже находясь «на тюрьме» всё свободное время и силы посвящает творчеству.
За последнее время ценители шансона стали свидетелями нескольких таких явлений. Наиболее заметными из них можно назвать Михаила Блата (Колчина), Аркадия Кобякова и Михаила Бурляша. Не смотря на то, что они разного возраста и поют совершенно разные по стилю и содержанию песни, их роднит то, что все трое начали свою музыкальную карьеру в местах лишения свободы.
Музыкант Михаил Блат (Колчин) в своё время проехал чуть ли не по всем лагерям Советского Союза, от Вологды до Мурманска и Хабаровска, отдав тюрьмам тридцать лет своей жизни. Записал семь альбомов ("Вологодские дворы", "Этапом на Сокол", "Лирика", "Блатная десятка" и др.), которые официально не издавались. Михаила поддерживали друзья с воли, помогали с музыкальными инструментами, поддерживали его творческие порывы, размещали его песни в сети. Более тысячи песен написано Михаилом на темы неволи, зоны, исковерканных судеб заключенных. Больше всего его творчество подпадает под определение «блатной шансон». Интересный тембр голоса, чем-то напоминающий голос Михаила Круга, талант и упорство стали его главным оружием в борьбе с безысходностью тюремной реальности… Считанные дни остались ему до свободы, где встретят друзья и почитатели творчества, известного далеко за пределами зоны, в которой он отбывает свой последний (надеюсь!) срок.
Аркадий Кобяков тоже запел в тюрьме. На сайте исполнителя написано, что в колонии Аркадий записал более 80 песен и снял 7 клипов. Его музыкальный стиль можно охарактеризовать как лирику, популярную песню (а-ля Вадим Казаченко); с шансоном большинство песен роднит только тематика текстов. Сегодня Аркадий на свободе, выступает с сольными концертами.
Единственный из трёх выше названных музыкантов, кто пока не рассчитывает на скорейшее освобождение – это Михаил Бурляш. Но не только это отличает Бурляша от Блата и Кобякова; главное отличие в том, что Михаил категорически не хочет петь про тюрьму. Проведя в ней слишком много лет, почти забыв на что похожа вольная жизнь обычного человека, он, тем не менее, изо всех сил цепляется за свои мечты и надежды обрести долгожданную свободу. И это его страстное желание отражается в его песнях, в лиричных блюзах, в городских романсах, в роковых балладах, в шансоне, практически лишённом блатных словечек и понятий. Отсутствие блатняка не мешает его песням находить всё больше слушателей.
Ещё одна грань способностей Бурляша – это писательский талант. Михаил пишет немного, но всегда жизненно, интересно и ёмко. Из под его пера вышел цикл «Лагерных историй», несколько юмористических зарисовок, серия лирических рассказов о жизни, смерти и любви. Один из рассказов («Тихоня») Михаил посвятил тюремному поэту Тимофею Картошкину, поделившись с читателями своим видением судьбы неприкаянного творческого человека…
Конечно, заниматься творчеством в МЛС совсем непросто. Да, есть конкурс песни «Калина красная», который раз в год дарит призрачную надежду творческим людям, лишённым свободы. Однако попасть туда могут единицы, да и то, только из тех, у кого есть доступ к музыкальным инструментам в клубе.
Альтернативой клубным балалайкам может стать только свой инструмент, однако собрать свою студию на зоне – это большое дело. «Затянуть» с воли гитару или синтезатор равносильно одному из мифических подвигов Геракла. Именно такой подвиг совершили в своё время и Михаил Блат и Михаил Бурляш. Разумеется, без поддержки с воли это просто невозможно.
И здесь мы подходим к одному из ключевых моментов в теме творчества за решёткой. Поддержка, помощь, подвижничество, интерес других людей – вот тот фактор, отсутствие которого способно даже самого творческого человека ввергнуть в пучину отчаяния и собственных грехов. Зато его наличие способно не просто дать дефицитную в МЛС моральную поддержку, но и стать ступенькой к новым творческим высотам.
Например, в начале этого года друзья и сочувствующие совместными усилиями выпустили второй диск с песнями Михаила Бурляша и сборник его рассказов «Я вернусь!» И даже более того – устроили вечер-презентацию, на которую пришло около ста гостей, включая поэтов и музыкантов. В России мало кому удавалось так широко поделиться своим творчеством, находясь «за решёткой». Мы ведь не Америка, где, например, Тупак Шакур, будучи заключенным, ещё в середине девяностых смог записать ставший мега-популярным диск.
А жаль...

Подписка на Комментарии к "Глоток свободы для узника или "не гревом единым"..." Подписка на НЕВОЛЯ.ру - Инстинкт Свободы - Все комментарии